Читайте больше в Телеграме: @dd_exp

День 2. Встреча в Тынде

Половина второго ночи. Трасса «Лена». Мы где-то за Соловьёвском между Сковородино и Тындой. Ночь — хоть глаз выколи. Только звезды и появляющаяся периодически луна немного освещают окружающую картину. Ну, и фары Дастера. Хайлюкс обездвижен — двигатель не хочет работать. Предполагаем, что от вибрации при перевозке на автовозе расшатался контакт в клемме насоса бензобака. Заправившись в Сковородино до полного бака и выехав на грунтовку, вибрация усилилась и контакт разъема вышел из паза и упал в бак. Насос обесточился. Машина заглохла.

Так как была ночь, приняли решение: часть команды (Сережа, Вася, Андрей, Антон и Тимур) едет в Тынду в забронированную квартиру, а часть (Слава, Никита и Виктор) остается ночевать в машине. Утром совместными усилиями ищем сервис.
В Тынде оказались в три часа ночи. Кругом туман и многочисленные фонари. После нескольких часов, проведенных во тьме, этот город показался настоящим мегаполисом. То тут, то там возле подъездов многоквартирных домов появляются группы молодежи. Давно такого не видели, чтобы за раз на паре лавочек сидело бы по 10−12 человек. Заселяемся в квартиру на центральной улице с названием… Красная Пресня. Наверное, нет другого города в России помимо Москвы и Тынды, где бы были улицы с таким названием. Причина появления Красной Пресни в Тынде — ее строили москвичи.


Поспав часа четыре, принимаемся за помощь второй части команды, оставшейся с Хайлюксом. Вспомнили, что есть (и он сохранился) контакт с Андреем — жителем Сковородино, у которого мы гостили девять лет назад во время «Броска на Восток». Созвонились. Андрей ответил. Сказал, что уже восемь лет не живёт в Сковородино, но сбросит контакты ребят, которые помогут. В итоге через такое двойное рукопожатие удалось решить проблему. За Хайлюксом приехал Соболь и отбуксировал на ремонт. Буксировка была экстремальная — на скорости до 100 км/ч через два перевала. В сервисе диагноз, который поставил Слава, подтвердился, и местные ребята-механики быстро починили насос.

Дорога группы на Хайлюксе до Тынды была делом техники в прямом и переносном смысле. В обед мы все вновь воссоединились в столице БАМа. Если говорить про город, то когда-то он был явно лучше: широкие улицы, четкая планировка, а главное — возможность работы на Байкало-Амурской магистрали. Сейчас же — раздолбанный асфальт на центральной (!) улице, какая-то общая неаккуратность городского пространства (вроде бы, построили красивые качели, но вокруг них — огроменные лужи и грязь). Но главное — количество работающих на БАМЕ сильно уменьшилось (а БАМ в Тынде по сути — градообразующая история) в сравнении с советскими годами. Сейчас большой процент людей работает на железной дороге вахтами. Население в городе постепенно сокращается.

Если говорить глазами туриста, то в Тынде самая главная достопримечательность — это железнодорожный вокзал. Он тут, как и другие вокзалы БАМа, огромный. Еще, скорее всего, интересен музей БАМа, но мы туда не попали: понедельник — выходной. Вообще, в Тынде много что связано с этой темой — как всевозможные скульптуры, так и надписи.

На Красной Пресне есть 4 шестнадцатиэтажных жилых дома. Мы сняли квартиру в одном из них. Жили на четвертом этаже. Если подняться на самый верхний этажи выйти на лестничный балкон, то можно посмотреть на панораму большей части Тынды. Впечатляет.

Из города двумя машинами выехали в районе шести вечера, заскочили на смотровую площадку на окрестной сопке и двинули на север в Нерюнгри. По километражу — 208 километров. В основном, трасса — это хороший асфальт. Грунтовки — процентов тридцать и они достаточно ровные.

Трасса петляет по склонам Станового хребта. Это очень красиво. Очень. А ближе к Нерюнгри, на границе Амурской области и Якутии, перед нами оказалась одна из локаций мирового водораздела: часть рек отсюда текут в воды Северного Ледовитого океана, другая часть — в воды Тихого океана. Ты стоишь на смотровой площадке и видишь на десятки километров вперед. А под тобой тайга. Еще на одной из дорожных прямых оказалась лиса. Все проезжающие машины останавливались и фотографировали ее. Мы себе в этом тоже не отказали.

Наша сегодняшняя ночевка — в городе Нерюнгри. Здесь добывают уголь. Прокатились по городским улицам: все очень чисто и аккуратно — разительный контраст с Тындой в плане ухоженности. Ночуем в гостинице «Чолбон» — две звезды, но прям уверенные две звезды. На ужин — макароны с тушенкой, лечо, сырокопченая колбаса и даже курильский чай (спасибо Виктору, что собрал кажущиеся невразрачными листочки, которые оказались прекрасным вариантом для заваривания). Впереди — ночь, за которую надо закончить подготовку к первому съемочному дню на Куранахском золоторудном месторождении (будет завтра), написать посты для соцсетей и выполнить еще с десяток самых разных экспедиционных задач. Ну, и поспать, а то у нас с последним не очень хорошо с самой Читы.
Дневник