Первый официальный день экспедиции начался для нас в самолете из Москвы в Иркутск. В этом году по ряду причин мы отказались от использования собственных автомобилей и будем перемещаться либо на самолетах, либо на автобусах, либо на машинах, предоставляемых «Полюсом».
Ночной перелет в Восточную Сибирь или Дальний Восток — это всегда «съедание ночи». Успеешь поспать за пять с половиной часов, что летели, — быстрее перестроишься на местное время и не будешь просыпаться в ночи следующего дня с ощущением того, что уже выспался. Большинство участников так и сделали.
В полседьмого утра встретились в аэропорту с Сережей Крыловым, нашим фотографом, который добирался через Екатеринбург из родного Миасса, что в Челябинской области. Сидеть в тесном иркутском аэропорту в ожидании рейса в Бодайбо (а это наша первая ключевая точка) — скучно. Тем более, что рядом несколько гостиниц и кафе. Засели со всем скарбом в ресторане отеля «Воздушная гавань». Взяли по шведскому столу за 450 рублей с человека. Сидим, работаем в окружении своих рюкзаков и чемоданов, а мимо проходят только вставшие постояльцы отеля.
Через три часа сидений за столом и поеданий омлетов с тефтелями, мы снова вернулись в аэропорт. Самая большая очередь на регистрацию — на наш рейс. Летим в Бодайбо. Это небольшой городок в 960 километрах к северо-востоку от Иркутска, «Золотая столица Сибири», как ее называют местные. Лететь чуть больше двух часов. Контингент — вахтовики, женщины с детьми (с нами даже младенец только-только из роддома летел).
Самолет Ан-26−100. Самолетик достаточно маленький: 40 человек. Поднимаемся по маленькому металлическому трапу, напоминающему лестницу на детской площадке, и загружаемся. Внутри самолета — запах из детства, отсылающий к поездам. Видимо, обивка этого самолета делалась из тех же материалов, что и обивка поездов.
Взлетаем выше облаков и не видим Байкала, который остается где-то далеко внизу. Из-за ночного недосыпа быстро засыпаем и не видим, как раздают булочку с колбасой и чай с водой. Просыпаемся от сообщения пилота, что идем на посадку. Внизу — зеленое море тайги, по-другому и не скажешь. Неожиданно — огромная извилистая река. Витим, приток Лены. Чувствуем, что забрались очень далеко.
Посадка — на грунтовую взлетно-посадочную полосу, прошла достаточно мягко. В паре мест шасси погрузились в лужи и обдали самолет огромной струей коричнево-серых брызг. Добро пожаловать в Бодайбо!
— Едем в магазин «Линия уюта». Там нам дадут ключи от арендных квартир, — говорит Никита. Загружаемся в два такси и едем в центр города. Ценник — 200 рублей за несколько километров. Ключи действительно выдают в магазине. Кругом мебель, которую продают. Из «Линии уюта» через черный ход попадаем в подъезд жилой пятиэтажки. У нас две «трешки» на четвертом этаже.
Время — третий час дня. Идем обедать в кафе «Кьянти».
— У нас сегодня банкет. Горячие блюда ждать полтора часа, ролов вообще нет, салаты тоже не быстро, — сообщает официант.
— У нас сегодня банкет. Горячие блюда ждать полтора часа, ролов вообще нет, салаты тоже не быстро, — сообщает официант.
Тогда едем в кафе Lime Room. Под этой вывеской скрывается кафе с бурятской кухней в модном стильном дизайне. Пробуем буузы и наваристый суп баншатай. Неплохо!
Центральная часть города оставляет приятное впечатление. Активное изучение Бодайбо у нас запланировано на завтра, но и первых мгновений хватает, чтобы понять: здесь своя атмосфера и будет очень интересно ее изучить, но уже завтра. Начался дождь и мы вернулись в квартиры. Дождь так и шел до конца дня. Верный знак того, что пора хорошенько поспать и накопить сил для следующего дня, который ожидается весьма насыщенным.